27.09 - Международный день людей с нарушением слуха. Мир глухих.

Международный день глухих (International Deaf Day), отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых.

uploads/pages/141/gluh.jpg


Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных и великих личностей были глухими. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза «С плохим слухом во дворце делать нечего». История знает и другие великие имена. Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — французский скульптор. Жан-Жак Руссо — французский философ и писатель.

В настоящее время разными нарушениями слуха страдает около 650 миллионов человек - это каждый девятый житель планеты. В нашей стране проживает более 190 тысяч инвалидов по слуху и слепоглухих.

В стране глухих


uploads/pages/141/gluh0.jpg


Как живут люди с нарушением слуха?
Они экспрессивно жестикулируют и смотрят новости с сурдопереводом — вот, пожалуй, и все, что мы знаем о тех, кто не слышит. Как живется в «стране глухих», рассказывает неслышащий журналист Зоя Скуратова.



«Слепые оторваны от предметов, глухие — от людей», — писала американка Хелен Келлер, известная слепоглухая писательница. Этим все сказано. Жизнь перенасыщена звуковой информацией: утром встать по будильнику, в магазине объясниться с продавцом, в учреждении поговорить с чиновником. Этот мир глухим недоступен. Да, для них выпускают специальные будильники с вибро- и световым сигналами. В транспорте помогает бегущая строка с названиями остановок. Субтитры к фильмам и считаным телепередачам делают понятным происходящее на экране.

Но менее очевидных трудностей гораздо больше. Во дворах нужно постоянно оборачиваться и смотреть, не едет ли сзади машина. От человека, спрашивающего что-то на улице, приходится отмахиваться, а врача — просить снять марлевую повязку, чтобы читать по губам.

Как правило, встреча с глухим человеком приводит слышащих людей в замешательство. Они не знают, как себя вести, стараются громко говорить и даже кричать на ухо. Бесполезно — глухой не услышит. Чтобы найти общий язык, помните, что ваш собеседник «слышит глазами»: глухие — кто лучше, кто хуже — меют читать по губам. Правда, артикуляция, как почерк, бывает как четкой, так и неразборчивой. Но всегда можно написать или объяснить пантомимой.

Глухих часто называют глухонемыми. С точки зрения способности к коммуникации это некорректно: вместо голосового общения они используют жестовые языки. Согласно лингвистическим принципам, жестовые языки обладают всеми компонентами полноценных языков, собственными морфологическими и синтаксическими структурами и постоянно развиваются. Кстати, жестовые языки практически не зависят от звуковых: например, между амсленом, языком глухих США, и русским жестовым языком немало общего, так как оба основаны на французской сурдопедагогической методике.

Словом, глухие говорят — просто не так, как слышащие. Но существует и много других стереотипов. Одни считают глухих умственно неполноценными. Других пугает, что они тоже водят машину. Кого-то удивляет, что они любят музыку: поют на жестовом языке, зажигают в клубах под звуковую вибрацию. Шаблонные представления — это зачастую все, чем оперирует общество, взаимодействуя с «иными».


Немного реальности — в историях реальных людей.


СВЕТЛАНА ВАКУЛЕНКО, АКТРИСА.

uploads/pages/141/gluh1.jpg

«Я с детства мечтала о сцене: мне нравилось выступать, что-то показывать, танцевать, — рассказывает 38-летняя Светлана Вакуленко. — В армавирской школе для глухих детей без меня не обходился ни один праздник. Я чувствовала, что это мое призвание». Мечта сбылась — уже пятнадцать лет Светлана работает в московском Театре мимики и жеста, первом в мире и единственном в России профессиональном театре глухих актеров. Постановки в нем идут на жестовом языке и сопровождаются устным многоголосым переводом на русский.

Путь из адыгейского хутора Суповский на столичную сцену не был простым. «Моя слышащая мама была категорически против. Она считала, что артист — нищая профессия, — вспоминает Вакуленко. — Предлагала стать зубным техником». Но такая перспектива Свету не прельстила. Узнав, что в Москве существует театр глухих, в 1994 году она поступила в Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ; сейчас — Российская государственная специализированная академия искусств, РГСАИ). «Наша школа выпускала с неполным средним образованием. Меня приняли с тем аттестатом, что был, но пришлось одновременно учиться и в институте, и в вечерней школе, — рассказывает Светлана. — Было сложно, но жутко интересно. Я осваивала актерское мастерство, училась через пластику передавать эмоции, правильно и красиво говорить на жестовом языке».
Четкость движений, синхронность диалогов, выход на сцену в нужное время — это результат ежедневных репетиций.
Спектакли глухих артистов с отточенными танцами и песнями на жестовом языке у слышащих зрителей часто вызывают удивление: «Как они двигаются под музыку? Они же ее не слышат». Никакого чуда. Все движения разложены на счет: раз — нога вперед, два — шаг, три — взмах руки, четыре — поворот. Не сбиться с ритма помогает «суфлер»: из-за кулис и перед сценой он руками отсчитывает такт. «Я мечтаю сыграть в мюзикле, — признается актриса. — Это сложный жанр: нужно одновременно и танцевать, и петь на жестовом языке».

Светлана со слабослышащим мужем Максимом Тиуновым, тоже актером театра, живут обычной жизнью, растят слышащих детей — семилетнего Артема и трехлетнюю Василису. Все это на более чем скромные зарплаты — у уникального театра нет государственной поддержки. «Сил на другую работу не остается: театр и домашние дела занимают все время. Муж подрабатывает — преподает в институте. Помогают родители. Что будет дальше, не знаю, — делится Вакуленко. — Но я ни о чем не жалею. Театр — моя жизнь, и я счастлива».



НАДЕЖДА ШАРАПОВА И КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВ,
ВЛАДЕЛЬЦЫ ПАРИКМАХЕРСКОЙ


uploads/pages/141/gluh2.jpg

Социальные предприниматели — это такие удивительные люди, которые, зарабатывая деньги сами, одновременно помогают другим. Это не благотворительность в чистом виде, а один из способов решения социальных проблем — например, таких, как трудоустройство инвалидов. Именно этот путь три года назад выбрали Надежда Шарапова и Кирилл Васильев — открыли в Москве салон-парикмахерскую NADIN, в которой работают инвалиды по слуху.

С этой проблемой супруги столкнулись сами: из-за глухоты, вспоминает Надежда, ее боялись принимать на работу в обычные парикмахерские. А если и брали, то относились не очень: поручали подсобные работы, низкооплачиваемые стрижки. «И тогда у нас с мужем появилась идея открыть собственный салон», — рассказывает она.

Взяли беспроцентный заем в фонде региональных социальных программ «Наше будущее», учрежденном Вагитом Алекперовым, и постепенно его возвращают. «Печально, что, несмотря на громкие заявления, государство не оказывает помощи социальному бизнесу — такому, как наш. Никаких льгот и скидок, только душат налогами и мучают бюрократией, — делится слабослышащий Кирилл. До открытия салона он работал инженером-конструктором пищевых аппаратов, потом окончил курсы парикмахеров и нередко сам обслуживает клиентов.
Чтобы постричь человека, не обязательно слышать. Главное — не комплексовать. если есть желание, общий язык со всеми можно найти.
«Поначалу люди побаиваются, но мало кто отказывается от наших услуг, когда понимают, что мастер глухой. Кстати, не все это понимают, — улыбается Надя. — Я, как и все глухие, говорю с акцентом, поэтому окружающие часто принимают меня за приезжую и не верят, что я не слышу». Клиенты приноровились — стараются артикулировать четко или объясняют свои просьбы жестами. Иногда на помощь приходит 15-летняя дочь владельцев салона Дария — она и слышит, и знает жестовый язык.

В NADIN демократичные цены, пенсионерам и инвалидам делают скидки. «В обществе силен стереотип, что глухие неполноценны и не могут хорошо работать, — бъясняет Кирилл. — Поэтому мы установили цены немного ниже средних на рынке — так человеку проще решиться попробовать». Эта стратегия себя оправдывает: убедившись в профессионализме мастеров, случайные клиенты становятся постоянными.



ЕКАТЕРИНА САВЧЕНКО, СПОРТСМЕНКА

uploads/pages/141/gluh3.jpg


Тридцатилетняя москвичка Екатерина Савченко — одна из лучших в женском плавании среди глухих спортсменов. «В моей школе для глухих детей не было спортзала, и уроки физкультуры заменяли бултыханием в соседнем бассейне, — рассказывает Катя. — За компанию с подружками я стала ходить на тренировки по плаванию. И как-то незаметно для себя получила звание мастера спорта».

Сегодня Екатерина — чемпионка Сурдлимпийских игр, рекордсменка мира и Европы. У нее девять золотых, девять серебряных и пять бронзовых медалей игр плюс многочисленные награды чемпионатов мира, Европы и России. Савченко специализируется на стиле баттерфляй. Стометровая дистанция на Сурдлимпийских играх в тайваньском Тайбее в 2009 году принесла Екатерине мировой рекорд — она побила высшее достижение Сурдлимпиад, которое держалось двадцать лет. «Для глухих профессиональный спорт — это возможность обеспечить себя и семью, — оворит Савченко. — Неслышащим людям сложно найти работу».
Глухие спортсмены, как и слышащие, тратят все силы на тренировки, стремятся к медалям и рекордам.
В 2009 году Катя вышла замуж за бывшего пловца, а сейчас мастера по ремонту квартир Сергея Кононова, тоже неслышащего. «Тогда я устала от жизни в бассейне, — вспоминает она. — Мы сыграли свадьбу, вскоре я забеременела и ушла из спорта». У пары родился сын Елисей, ему сейчас четыре года, он не слышит. «Я счастлива, — улыбается Катя. — Да, мой сын не такой, как все. И что? Мы с мужем не слышим, наши родители не слышат. Он обязательно научится говорить голосом, пойдет в школу для глухих детей. Обычная жизнь».

Когда сын подрос, муж уговорил Катю вернуться в профессиональный спорт. «Обидно, что о глухих спортсменах почти никто не знает. Я вижу в метро плакаты с олимпийскими чемпионами, с паралимпийцами. Их показывают по телевизору. А о глухих спортсменах забывают. Почему? Чем мы хуже остальных? Мы тоже своими победами приносим стране славу».


Глухой путешественник из Одессы Дмитрий Приходько.

uploads/pages/141/gluh5.jpg

Я «чистый» дэф(глухой-анг.-rzndeaf) на 100% [img alt=uploads/pages/141/gluhie.jpg]includes/images/smiles/13.gif' alt="  :) " /> и настоящий одессит, родился, вырос и живу в Одессе-маме. Помимо основной работы, активно участвую в жизнедеятельности одесского клуба общества глухих УТОГ. Хобби у меня довольно разные, в последнее время увлекаюсь фотографией, дизайном по дому, путешествую. С раннего возраста мне нравилось куда то ездить, открывать новые места, смотреть что происходит где-то там. Более всего мне близка морская тематика путешествий, так сложилось с детства. к счастью мой город расположен на берегу моря. Возможно благодаря этому моря и океаны не надоедают мне никогда.

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ я начал с Европы, СНАЧАЛА это были групповые туры и очень скоро я понял что такой тип поездки не для меня. Не по душе мне бегать за гидом с флажком среди таких же растерянных от попадания зарубеж сограждан. Попробовал обходиться без турфирм и …получилось. Я ни от кого не зависел, мне никто не напоминал сколько времени отведено на ту или иную достопримечательность, и когда возвращался в отель, я был предоставлен сам себе и получал от этого удовольствие. С тех пор я путешествую только самостоятельно. Это означает, что сам покупаю по платежной карте авиаперелеты, предварительно изучая и сравнивая все предложения авиакомпаний, самостоятельно по Интернету выбираю и бронирую отель, сам планирую и вырисовываю маршрут поездки, сам решаю вопрос с питанием, сам, если надо обращаюсь в посольство за визой.

пОТОМ открытием для меня стал азиатский регион. Страны в этой части света перевернули мое сознание как об отдыхе так и в целом. Ведь там другое все – традиции, культура, религия, мировоззрение, в конце концов экзотическая внешность, я не говорю уже про вечное лето которое царит в юго-восточной Азии. Но больше всего подкупает сам народ, его улыбки, темперамент, дружелюбие и готовность общаться. Эти факторы заставляют меня возвращаться туда вновь и вновь, в некоторые страны даже НЕОДНОКРАТНО.

Благодаря путешествиям у меня появляются новые друзья в Азии, со многими до сих пор поддерживаем связь в фейсбуке и камфроге. Общаюсь с ними естественно частично на международном языке жестов, частично общепринятыми жестами.

В одиночку путешествовать не так интересно и крайне невыгодно. У меня есть давний друг с которым у нас схожие интересы, мы доверяем друг другу и во время путешествия можем положиться на помощь и взаимовыручку. Это очень немаловажно. Да и просто хорошо когда рядом есть человек с кем можно всегда пообщаться, посоветоваться и поделиться впечатлениями.